Новости грузоперевозок

Дефицит провозных мощностей угрожает бизнесу авиагрузоперевозок

Участники сектора грузовых авиаперевозок — в том числе грузоперевозчики, логистические компании и форвардеры — отмечают существенный дефицит провозных мощностей на рынке накануне традиционного пикового предновогоднего сезона на фоне пандемии COVID-19. Продолжающийся простой в сегменте дальнемагистральных пассажирских рейсов и, как следствие, крайне низкий уровень предложения по перевозке грузов в багажных отсеках авиалайнеров угрожают негативными последствиями для грузового рынка.

Аналитическое агентство по грузоперевозкам CLIVE Data Services отслеживает объемы и тоннаж. В своем недавнем обзоре рынка CLIVE отмечает, что показатель "динамического коэффициента загрузки" за последнюю неделю достиг рекордного значения в 72%, хотя сентябрьская цифра в 70% уже на 8 п. п. превышала аналогичный показатель прошлого года.

В краткосрочной перспективе разрыв спроса и имеющихся мощностей таков, что операторы изо всех сил пытаются закрыть хотя бы свои основные контракты — и это неизбежно отражается на ценообразовании. Для авиакомпаний, несущих колоссальные потери из-за просевшего спроса на пассажирские перевозки, повышение тарифов на грузоперевозки — долгожданная хорошая новость. Но не для грузоотправителей и транспортных компаний.

В августе глобальное предложение, измеряемое в располагаемых тонно-километрах, было на 29,4% ниже, чем за тот же месяц годом ранее. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, сокращение доступного объема багажных отсеков на международных маршрутах достигло 67% и было лишь немного скомпенсировано увеличившимися на 28% провозными мощностями на грузовых и конвертированных самолетах. Среднесуточный налет широкофюзеляжных грузовых самолетов в августе приблизился к 11 ч — это самый высокий показатель за всю историю ведения компанией статистики с 2012 г.

В сентябре, по данным CLIVE, глобальные располагаемые грузовые мощности были на 25% ниже, чем за тот же месяц прошлого года. "Неопределенность относительно дальнейших вариантов развития рынка а также очень высокий коэффициент загрузки — токсичная комбинация для клиентов грузоперевозчиков", — отметил аналитик CLIVE Ниал ван де Вув. Если такой дисбаланс будет сохраняться, это может привести к возобновлению эксплуатации пассажирских самолетов для перевозки грузов.

Читайте также  Литовская Avia Solutions Group купила грузовую авиакомпанию Bluebird Nordic

Чтобы доходы грузоперевозчиков могли считаться индикатором устойчивого благополучия отрасли, они должны основываться на росте спроса на грузоперевозки, а не на дефиците мощностей.

В отчете за III квартал 2020 г. крупная европейская группа авиакомпаний Air France — KLM отмечала высокие производственные показатели грузового бизнеса, в том числе рост удельного дохода на 104%. Грузовые мощности группы сократились на треть — отчасти из-за отсутствия регулярных международных пассажирских перелетов. В какой-то мере это удалось компенсировать использованием пассажирских самолетов под перевозку только грузов. Но в более долгосрочной перспективе Air France — KLM предполагает, что разрыв сократится в 2021 г., после того как объемы грузоперевозок вернутся на уровень 90–95% от докризисных.

"Разрыв спроса и предложения, проявившийся в последние месяцы, будет сокращаться с увеличением провозных мощностей", — считают в Air France — KLM, с поправкой на полную непредсказуемость восстановления рынка пассажирских перевозок.