Новости грузоперевозок

«Пандемия способствует лишь обогащению отдельных грузовых авиакомпаний»


Подробно об авторе: Интервью подготовил Артём Кореняко, независимый журналист

В отличие от пассажирского авиасообщения влияние пандемии COVID-19 на перевозку грузов по воздуху оказалось не таким сильным. К примеру, по данным ФАВТ, грузооборот российской гражданской авиации в сентябре снизился на 7%, тогда как пассажирооборот — на 44% к аналогичному месяцу 2019 г. Но руководитель отдела авиаперевозок международной транспортно-логистической компании AsstrA Антон СЕЙЧАСОВ уверен, что текущая ситуация все равно не способствует развитию авиагрузового бизнеса.  

– Антон,  как повлияла пандемия COVID-19 на перевозку грузов и почты с помощью авиации?

– Повлияла кардинально: стоимость перевозки сильно возросла в связи с уменьшением количества емкости на рынке, вызванным отменой пассажирских рейсов.

– И как долго, на ваш взгляд, продлится ситуация, способствующая развитию авиагрузового бизнеса?

– Пандемия COVID-19 и ее последствия не способствуют развитию авиагрузового бизнеса. Росту отдельного сегмента и авиакомпаний — возможно, но это не приведет к глобальному подъему отрасли. Развитие данного сегмента транспортировок заключается в увеличении объемов авиаперевозок, когда за счет более дешевого фрахта происходит переориентация грузов с одного вида транспорта на другой. Сейчас же ситуация способствует лишь обогащению отдельных грузовых авиакомпаний.

Антон Сейчасов, руководитель отдела авиаперевозок группы компаний AsstrA: «Если раньше основным фактором была сезонность, то сейчас — дефицит емкости».

– А как изменилась логистика "по воздуху" с точки зрения маршрутов и перевозимых грузов?

– Раньше было проще найти прямой рейс, без услуги перевозки грузов по земле RFS (Road Feeder Service) и минуя зачастую какой-либо большой хаб. Из-за повсеместных отмен пассажирских рейсов и сокращения belly cargo (перевозок в багажных отделениях пассажирских самолетов) хабовые модели становятся единственными опциями для доставки. Это лишает гибкости нас и наших клиентов.

Читайте также  Авиакомпания Uzbekistan Airways превратила пассажирские самолеты Boeing 767 в грузовые

– То есть ваши клиенты чувствуют дефицит грузовых самолетов на рынке? О самолетах какой грузоподъемности в первую очередь идет речь? 

– Безусловно, наши клиенты чувствуют дефицит грузовой емкости (не грузовых самолетов) на рынке. Это выражено в увеличении стоимости перевозок. Если раньше основным фактором была сезонность, то сейчас —дефицит емкости. Теперь клиенты подходят к авиаперевозкам более вдумчиво и осторожно. 

Раньше можно было привезти быстрее и дешевле, а возможных опций для клиентов было гораздо больше, нежели сейчас.

Так, например, при перевозках из Китая можно было задействовать большое количество пассажирских рейсов (как чартерных, так и регулярных).

Сейчас большая доля этих рейсов сократилась. Если говорить о перевозках из США, то помимо традиционных прямых рейсов были перевозчики, которые доставляли грузы через транзитные аэропорты. Сейчас все сводится только к рейсам грузовых авиакомпаний, которые не очень гибкие в силу своих маршрутов и бизнес-моделей.

– Что думаете о проекте S7 Cargo по началу эксплуатации грузовых B-737-800 на рубеже 2020–2021 гг.?

– Мы не имеем отношения к данному проекту, однако это лишь вопрос времени. Это хороший проект, именно такие проекты и являются основными драйверами развития рынка в сложных условиях.

– Вернемся к общему. Будет ли правильным утверждать, что сегодня перевозка грузов самолетами более востребована, чем, к примеру, в 2019 г.? 

– Не совсем. Востребованность перевозки определяется готовностью бизнеса заплатить за нее. С увеличением стоимости (а она в среднем выросла почти в два раза по году) часть грузов перераспределится на альтернативные виды транспорта, а по воздуху будут перевозить лишь более дорогие грузы. Ясно одно: будет востребована перевозка вакцин от пандемии.

– В заключение предлагаю поразмышлять: какие новшества появятся в грузовой авиалогистике в наступающем десятилетии (2021–2030 гг.)?

Читайте также  Под Львовом потерпел катастрофу грузовой Ан-12БК

– Авиаотрасль — одна из немногих отраслей, чье развитие идет и будет продолжаться даже несмотря на такие "эпизодические" воздействия, как пандемия, закрытие границ и минимизация мобильности пассажиров.

С каждым годом количество пассажиров растет/росло, перевозки по воздуху становятся/становились более доступными. А с популяризацией таких технологий, как искусственный интеллект, делать высокоточные предсказания, в том числе и о коммерческой загрузке того или иного рейса, станет проще.

Это даст дополнительный толчок развитию отрасли. Перевозчикам будет легче оптимизировать свои затраты и увеличивать потенциальную прибыль (больше грузов — выше доход).

Тренд будет следующим: все большее количество категорий грузов будет выгодно возить по воздуху и если раньше некоторые грузы были не слишком высоки по стоимости для перевозки по воздуху, то со временем эта грань будет стираться.

Однако данный прогноз не учитывает текущую пандемическую действительность.